Украина 2024. Инвестиционный сценарий развития


Введение

Для того чтобы иметь возможность перевести экономику в состояние устойчивого роста, необходимым условием является создание инвестиционно-привлекательного климата. Он предполагает  меры по  защите прав частной собственности и инвестиций,  налоговое стимулирование инвестиций,   государственное формирование пула объектов инвестиций, снятие преград инвесторов на пути и другие действия.

Поскольку Украина уже имела опыт взрывного роста экономики в 2000-х годах, когда ВВП государства увеличился в 6 раз в долларовом эквиваленте с 2000-го по 2008-й год, то в работе изучены характеристики этого периода роста и сравнены с текущими характеристиками периода кризиса. Данная работа преследовала цель найти причины, почему так упал уровень инвестиций в экономику и какие меры необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию.

В работе проведен как анализ влияния иностранных инвестиций на реальный сектор экономики и рост экономики, так и детальный анализ капитальных инвестиций в экономику как одного из основных факторов возрождения промышленного потенциала Украины.

Анализ инвестиций в экономику

Переход экономики в режим ускоренного роста и структурной перестройки невозможен без изменения текущих политик по управлению экономикой в рамках страны. Основой роста экономики всегда являлись инвестиции внутренние и внешние.

Как показывает опыт предыдущих лет Украины, иностранные инвестиции реагируют на рост экономики. Поэтому, если Украине удастся создать режим устойчивого роста экономики, то с большой вероятностью, это должно вызвать также рост иностранных инвестиций. На Рис 1, представлен анализ зависимости роста ВВП и притока иностранных инвестиций, который говорит о существенной корреляции зависимости притока иностранных инвестиций от роста ВВП.

Рис 1. Зависимость bностранных инвестиций от роста ВВП 2003-2018 год

Источник: Укрстат, Собственные расчеты

В тоже время, чтобы получить такой устойчивый рост, необходимо перевести экономику на инвестиционный путь развития. А он предполагает резкое увеличение капитальных инвестиций в экономику.

К сожалению, последний кризис привел капитальные инвестиции на уровень в 12-14% ВВП, а это более чем 2 раза ниже уровня середины 2000-х, когда капитальные инвестиции в экономике достигали уровня 25-30% ВВП.

Рис 2. Уровень капитальных инвестиций в %ВВП 2004-2017 

Источник : Укрстат. Варианты собственного прогноза 2018-2014

И хотя проведенные расчеты говорят, что рост капитальных инвестиций в 2018 году увеличится до 15.6% ВВП,  все же это крайне низкий результат, на фоне огромного роста государственных расходов на экономическую деятельность с 2.8% ВВП (в 2016 году) до 4.4% ВВП (прогноз 2018 года). И эта цифра государственных расходов уже вышла на уровень докризисных 2010-2012 годов,  когда  расходы на экономическую деятельность составляли 3.9-4.5% ВВП,  что очевидно уже не может служить источником роста.

Рис 3. Экономические расходы государства 2006-2018.

Источник: Казначейство, cost.ua.

При этом, как показывает опыт последних 12 лет, в среднем 50% экономической деятельности правительства расходуется на цели капитальных инвестиций. В кризис они резко падают (2009, 2014-2016), а в условиях роста экономики – растут.

Рис 4.  % капитальных инвестиций в экономической деятельности государства 2006-2017

Источник: Укрстат, собственные расчеты

Основным источником капитальных инвестиций в экономике были и остаются собственные средства предприятий (прибыль). Сейчас этот источник составляет 70% от всех кап.инвестиций.  Но так было не всегда.

Рис 5. Источники капитальных инвестиций 2006-2017. 

Источник: Укрстат

Если проанализировать историю с 2006 года,  то можно заметить несколько тенденций изменений в капитальных инвестициях.

1) Кредитование предприятий,  было одним из существенных источников. Так  в 2006-2008 годах,  даже несмотря на достаточно высокие ставки,  кредитование формировало кап. инвестиции на уровне 3.9-4.7% ВВП. Сейчас после кризиса и жесткой политики НБУ, данный показатель практически спустился на уровень 0.7% ВВП. (падение более чем в 5 раз ).

Рис 6. Падение уровня кредитования в капитальных инвестициях в 2006-2017. 

Источник: Укрстат. Собственные расчеты

2) Увеличение доли собственных средств предприятий в капитальных инвестициях, а также их падение в процентах ВВП. Так доля собственных средств предприятий с середины 2000-х увеличилась с 59% до 70%. А в кризисном 2014 году составляла 71.2%. При этом, на протяжении 10 лет также происходит падение инвестиций предприятий в собственное перевооружение. Его уровень упал уже ниже 10% ВВП.

Рис 7. Использование собственных средств предприятий на капитальные инвестиции в 2006-2017 годах в % ВВП. 

Источник: Укрстат. собственные расчеты

3) Иностранные инвестиции 2000-х годов практически не были капитальными. Доля иностранных инвестиций, которые были капитальными – была меньше 1% ВВП. Это означает, что те иностранные инвестиции 7-10 млрд в год, которые Украина получала в 2000-х, были в основном банковскими и спекулятивными, когда только малая доля расходовалась на инвестиции в реальных сектор. Второй причиной этого явления, возможно, является искривление государственной статистики, когда вывод прибыли предприятий в офшоры и заведение прибыли в виде иностранных инвестиций давал прирост капитальных инвестиций из собственных средств предприятий. В любом случае, сейчас уровень иностранных инвестиций в реальный сектор экономики упал в 5 раз, и стремится к нулю.

Рис 7. Использование средств иностранных инвестиций 2006-2017 годах

Источник: Укрстат

 

Если проанализировать финансовый результат предприятий, как основную статью капитальных инвестиций, то можно сделать следующие выводы :

  • Кризисы не сильно влияют на величину прибыли прибыльных предприятий. И она составляет 20-24% ВВП.
  • В основном кризисы влияют на резкое увеличение убыточности бизнесов.

Рис 8. Финансовый результат предприятий 2009-2018 года.

 

Источник: Укрстат. Собственные расчеты 2018 год.

При этом уровень капитальных инвестиций сейчас составляет менее 10% ВВП (2017 год) при прибыльности прибыльных предприятий – 22-24%.

Поскольку количество рабочих мест в экономике в последние года особо не растет,  то это означает, что остальная часть прибыли либо используется для поддержания на плаву предприятий получающих убытки,  либо выводится на потребление внутри страны или за границу легальными или нелегальными схемами.

Платёжный баланс показывает,  что уровень вывода первичных доходов из Украины сейчас составляет около 5-6% ВВП, и имеет тенденцию к росту. Это плохая тенденция.

Рис 9. Вывод первичных доходов за границу 2010-2018.

Источник: НБУ, Собственные расчеты.

Кроме этого существует резкий контраст статистики Укр стат и НБУ по импорту и экспорту услуг. По Укрстату официальный импорт услуг в 2-3 раза меньше, чем по данным платёжного баланса НБУ.  Частично он вызван учетом туризма входящего-исходящего статистике НБУ, но также он говорит о выводе прибыли из страны также через услуги.

Рис 10. Экспорт-импорт услуг по данным Укрстата и НБУ 2010-2018.

 

Исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1) Даже если откинуть внешние негативные факторы,  в текущих политиках управления крайне проблематично выйти на рост экономики выше 4-4.5% ВВП и уровень капитальных инвестиций в экономику более 20%. Очевидно нужны системные изменения для его ускорения роста

2)  Иностранные инвестиции хоть и важный фактор роста долларового Ввп Украины,  но все же не стоит  ожидать сразу вхождения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

3) Текущая политика НБУ крайне негативно влияет на восстановление экономики и очевидно требует смещения акцентов с торможения экономики в угоду минимизации инфляции,  в направлении поддержки экономического роста экономики

4) Государству необходимо пересмотреть свою политику в направлении экономической деятельности,  устанавливая приоритет на частно-государственное партнёрство,  вместо попытки тянуть развитие собственными силами, где очевидно ресурсы ограничены.

5) Прибыль предприятий – Главный ресурс инвестиций и снижение налоговой нагрузки и стимулирование реинвестиций через установку ставки налога  0% на прибыль на реинвестиции – один из важнейших  аспектов экономического роста.

Предложения по ускорению роста экономики.

Исходя из проведённого анализа видятся следующие меры,  способствующие снятию системных ограничений на возможности инвестирования:

1) Повышение прибыльности бизнеса в Украине. Наверно это самая главная мера,  способствующая экономическому росту и росту капитальных инвестиций и как следствие росту иностранных инвестиций. Если уменьшить налоговую нагрузку на бизнес на 10% ВВП,  то этим самым можно как увеличить прибыльность прибыльных предприятий до 32-34% ВВП,  так и снизить уровень убыточности убыточных предприятий.

Рис 11. Повышение прибыльности экономики, при снижении налоговой загрузки.

Это означает,  что при сохранении других тенденций на том же уровне,  уровень капитальных инвестиций в экономику может увеличиться на 4-5% ВВП. При этом, вероятен  также мультипликативный эффект. Ведь часть прибыли предприятий в финансово-промышленных группах используется на поддержку убыточных предприятий,  доля которых должна сократиться. Поэтому такая мера может привести к росту капитальных инвестиций на 6-7% ВВП

2) Поскольку в текущей системе достаточно большой процент прибыли выводится из страны,  то стимулирование реинвестиций – есть важный шаг к удержанию прибыли в стране. Поэтому установка ставки 0% по налогу на прибыль и внедрение механизма налогообложение вывода средств из бизнеса – важная мера,  которая также минимизирует необходимость вывода через теневые схемы и стимулирует улучшение платёжного баланса страны.

3) Запуск кредитования. Очевидно,  что кредиты под 20% годовых совершенно неприемлемы в любой деятельности с длинным сроком окупаемости инвестиций. Также,  очевидно,  что процесс снижения кредитных ставок будет не быстрым и зависит от способности государства минимизировать инфляцию. Поэтому государство,  в рамках государственно-частного партнёрства может предложить обширные программы кредитования покупки/обновления капитальных инвестиций для предприятий по льготной ставке.  Так поддержание по льготной ставке 5-7% годовых в гривне кредитования проектов на 200 млрд гривен (5% ВВП в 2019),  потребует расходов бюджета  около 0.6-0.7% ВВП. А с учётом того,  что государство уже сейчас тратит более 4% ВВП на экономическую деятельность,  то возможно изменение политик использования средств этого направления в сторону приватно-частного партнерства с запуском обширных кредитных механизмов, что позволит оптимизировать расходы и повысить эффективность использования государственных средств.


Автор: Даниил Монин – экономист, соавтор Либеральной налоговой реформы (3357) 

Сделать репост
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    1
    Share