Круглый стол 16 июля: тезисы и презентации участников

IMG_0893

В четверг, 16 июля, Независимая Группа макроэкономического анализа и прогнозирования (IMF Group) при содействии Государственной службы геодезии, картографии и кадастра Украины во главе с её главой Максимом Мартынюком, продолжила проведение круглых столов по аграрной и сельскохозяйственной проблематике. На этот раз экспертное сообщество сосредоточило свое внимание на ряде вопросов в рамках темы «Зарубежный опыт: История развития реформ и трансформаций на земельных рынках Восточной Европы».

Мероприятие открылось выступлением господина Стефана Вербунта, постоянного советника проекта «Твиннинг», который предложил присутствующим общий обзор принципов ЕС для рынка земель (презентация).

Проект «Твиннинг» уже долго и успешно оказывает помощь в развитии открытого и прозрачного рынка сельскохозяйственных земель в Украине, и господин Вербунт подчеркнул важность функционирующего рынка земель для активного развития бизнеса.

IMG_0924

ЕС придерживается так называемого принципа «открытого рынка», который касается всех рынков, в том числе и земельного и включает такие составляющие, как равноправное отношение к различным субъектам рынка, отсутствие дискриминации, пропорциональность, прозрачность, открытость и обеспечение конкуренции.

Cреди основных направлений реформирования земельной сферы Украины господин Вербунт назвал, во-первых, надлежащее управление; во-вторых, создание обновленного кадастра, и, в-третьих, консолидацию земель.

Эти меры, по его мнению, смогут смягчить последствия захвата земель, который происходит вследствие урбанизации. Также это поможет обеспечить пищевую безопасность и стимулировать производство, а в перспективе — ограничить теневую экономику. Такие шаги потребуют фундаментальных изменений в технических подходов и внутри организаций.

Господин эксперт уделил значительную часть своего выступления понятию эффективного управления: собственно, он определяет управление как «процесс принятия решений и процесс, посредством которого решения реализуются или остаются на уровне плана, то есть не реализуются». Концепция «надлежащего управления» базируется на фундаменте ответственности правительств и органов управления по удовлетворению потребностей широких слоев населения, а не отдельных групп общества.

Принципы надлежащего управления состоят из следующих элементов: подотчетность, прозрачность, верховенство права, надлежащее реагирование, беспристрастность, вовлечение в процессы, производительность и эффективность, и, наконец, возможность участия в принятии решений.

В свою очередь, неудовлетворительное управление сразу порождает целый ряд проблем и неурядиц: неуверенность во владении землей, связанные с этим конфликты, высокие расходы на операции с земельными участками, увеличение количества теневых операций с землей, проблемы с регистрацией участков, уменьшение инвестиций в частный сектор. Также это может приводить к захвату земель и упрощать незаконную передачу земель государственной собственности.

Четкую кадастровую систему можно внедрить путем финансирования сельскохозяйственной деятельности через возмещение расходов, а также путем введения платы для пользователей землей. При этом важно обеспечивать точность информации о недвижимости, гарантировать прозрачность процедуры корректировки ошибок (которых все равно не удастся избежать полностью).

IMG_0974

Для создания функционирующего рынка земель (с целью дальнейшей его консолидации) нужен многолетний план развития сельских территорий, финансирование (если не правительством, то частными партнерами), привлечение различных заинтересованных сторон, то есть диверсификация участников, качественный и наполненный Кадастр и прозрачное управление процессом. К тому же, консолидация земель должна регулироваться законом.

По словам эксперта, процесс консолидации сельскохозяйственных земель проводится для улучшения структуры, состава угодий, конфигурации и размера земельных участков сельскохозяйственного назначения и использования земельных массивов для обеспечения эффективного землепользования.

Итак, подводя итог своего выступления, господин Вербунт перечислил следующие рекомендации для проведения аграрной реформы в Украине: во-первых, нужно четко определиться с целями, во-вторых, обеспечить открытый и прозрачный процесс привлечения заинтересованных сторон. К тому же, на местном уровне необходимо обеспечить тщательное управление и провести успешный пилотный проект, который позже можно использовать в качестве примера.

Ричард Розвадовски, руководитель проекта DANIDA (Программа Соседства Министерства иностранных дел Дании), представил присутствующим доклад на тему «Развитие рынка земель в Украине на основе польского опыта» (презентация). Господин Розвадовски начал с того, что Украина, безусловно, является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, который, тем не менее, имеет проблемы с конкурентным полем. К тому же, Украина, как и большинство постсоветских государств, унаследовала принцип «раздела земли», что привело к определенной фрагментации рынка. В Польше же были созданы более жизнеспособные аграрные хозяйства максимальным размером до 2 тысяч гектаров. Около 25% государственных земель было продано или сдано в аренду. Любой, кто был в последнее время в Польше, мог убедиться, что сельское хозяйство находится в стране на подъеме — частично, конечно, благодаря субсидиям из ЕС, но в основном все-таки благодаря довольно высокой конкурентоспособности польской продукции.

IMG_0941

Средний размер земельного участка, конечно, различается в разных государствах: например, в Польше это 8 гектаров, в других странах ЕС — 45 гектаров, в США — 95 гектаров. Самая крупная ферма, с которой пришлось работать эксперту — это ферма площадью в 60 000 гектаров, что является, по его словам, довольно сложным для управления объектом. В то же время существует отдельная категория «больших ферм», которые в Польше составляют от 100 до 1000 гектаров, в ЕС — от 200 до 500, а в США — от 1000 до 2000 гектаров.

Нужно принять во внимание, что стоимость рабочей силы во многих странах Европы (даже, например, в Великобритании) ниже, чем в Украине — по причине большей средней эффективности работы каждого отдельного человека или коллектива работников.

По данным статистики, в 2014 году основные агрохолдинги показали убыточные результаты: среди них Raiz, Agrogeneration, IMC, MHP, Mriya, LandCom и так далее. Справедливости ради стоит отметить, что не все крупные агрохолдинги находятся в таком проблемном состоянии, но тенденция к накоплению долга и убыточности сохраняется.

Украина действительно нужен сильный сельскохозяйственный рынок, но как его построить — понятно не всем. По мнению господина Розвадовски, частное фермерство пока слишком слабое, поэтому нужно создать систему финансовых взносов для малых и средних предприятий, создать для них систему аренды, выставлять на аукцион земли государственной собственности для существующих частных фермеров из близлежащих районов, например, с ограничениями на продажу. Цену при этом следует устанавливать по самой высокой ставке, давая до трех лет на выплату.

IMG_0971

В свою очередь, агрохолдинги должны, по словам эксперта, сделать учет своей деятельности максимально прозрачным, нанимая для оценки частные компании на основе тендера, способствовать развитию малых и средних предприятий, что, в противовес стереотипам, не повредит самым агрохолдингам, а наоборот, приведет к оздоровлению рынка и созданию более благоприятных условий для них самих.

Павел Коваль, независимый эксперт в сфере экономики финансов и управления, заместитель директора Института экономики и менеджмента АПК Киевского национального экономического университета поинтересовался, как давно широко уже известный принцип устойчивого развития стал основным в функционировании аграрного рынка ЕС.

IMG_0973

Ответом на этот вопрос стало короткое замечание господина Вербунта о том, концепция устойчивого развития — почти единственный путь развития, который имеет право на существование. Оставлять после себя государство нужно в том виде, в котором мы получили его от наших предшественников. Правильными шагами в среднесрочной перспективе будет обеспечить выполнение прав собственников и создавать благоприятный инвестиционный климат. При этом необходимо учитывать демографическую составляющую, в частности, процесс ускоренной урбанизации, особенно среди молодого населения. У молодежи должен быть реальный стимул оставаться в сельской местности и работать на земле, а не деструктивные по своим масштабам планы во что бы то ни стало перебраться в города, оставив или продав за бесценок земельные участки в сельской местности.

Павел Кулинич, юридический советник проекта USAID «Агроинвест», поинтересовался вопросом консолидации земель, в частности, вариантом, когда эта консолидация является принудительной — какие сложности и подводные камни это может содержать.

IMG_0968

Исходя из ответов экспертов, в Нидерландах процесс консолидации действительно является обязательным — соответствующие решения принимает правительство, а владельцы земли получают адекватное денежное возмещение в соответствии с уровнем рыночных цен на момент консолидации. Похожий механизм действует в Германии и Франции, и, конечно, не вызывает восторга у землевладельцев, но доказывает свою эффективность в перспективе.

В Польше концентрация фермерских хозяйств сосредоточена в северо-западной части страны, поэтому вопрос консолидации является наиболее острым именно в этой части государства. Нет специальной официальной программы, которая внедряла бы обязательную консолидацию, причем пробные программы добровольного обмена земельными участками, которые действовали определенное время, себя не оправдали.

Вопрос господина Александра Жемойды, исполнительного директора ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» касалось противоречия по поводу рынка земли и отношение к крупных аграрных формирований. С одной стороны, крупные аграрные компании якобы готовы покупать землю, но почти все из них несут огромные убытки и не будут в состоянии активно участвовать в ходе рыночных процессов. Какая часть украинского аграрного производства должен остаться за крупными компаниями, а какая должна быть перераспределена?

IMG_0990

Господин Розвадовски ответил, что нужно нацеливаться на то, чтобы установленные правила были одни на всех. Сейчас ситуация в этом смысле не является паритетной, ведь малые компании не располагают достаточным доступом к финансированию, но это не значит, что абсолютно все крупные компании лишены финансовых трудностей. Если снять мораторий, некоторые из агрохолдингов найдут возможность получить финансирование, они смогут выгодно инвестировать в покупку земли.

Господин Жемойда отметил, что крупные аграрные компании сейчас не являются доминирующими в структуре украинского аграрного рынка и не представляют собой угрозы; бОльшая часть рынка занята компаниями среднего размера и им уделяется объективно недостаточно внимания. Они могут приобрести около 4 миллионов гектаров земли, что составляет 10% рынка. С одной стороны, мы хотим высокую цену на землю, но в то же время мы хотим развития малого и среднего бизнеса, которые столь высокую цену платить не смогут.

Михаил Кухар, модератор дискуссии, сделал ссылку на мировую практику, которая показывает, что меньшие по размеру хозяйства платят большую цену за землю, поэтому противоречия здесь нет.

IMG_0994

Вопрос господина Андрея Мартина, заведующего кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, касался роли аграрного сектора в структуре экономики каждой из обсуждаемых стран. Какова цель аграрного бизнеса в этих государствах и велика в них социальная составляющая?

IMG_0996

Стефан Вербунт: Нидерланды — одно из самых густонаселенных государств в Европе (на один квадратный километр площади приходится до 250 человек), и этот факт напрямую влияет на правила развития сельского хозяйства. Конечно, Нидерланды движутся в направлении улучшения производительности и развития инноваций в отрасли. Средняя цена земли в этой стране составляет 40 000 евро за гектар, а максимальный показатель может составлять до 120 000 евро. Именно этой плотностью населения ситуация в Нидерландах отличается от украинской, и поэтому там гораздо жестче законодательство по использованию химикатов, удобрений, пестицидов и т.д., что делает условия ведения сельскохозяйственного бизнеса гораздо более требовательными. Однако голландское правительство уделяет много внимания жизнеобеспечению сельских районов, в отличие от руководства Украины.

Еще одно отличие между условиями двух стран заключается в том, что территория Нидерландов расположена в дельтах нескольких рек: поэтому существует большая угроза подтоплений, и сельским хозяйством необходимо заниматься на чрезвычайно высоком технологическом уровне.

IMG_1004

Сделать репост
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •