Обновленный пресс-релиз IMF GROUP UKRAINE и технический комментарий о последствиях повышения минимальной зарплаты до 3200 грн. в 2017 году

 

Independent Macroeconomic Forecasts Group (Ukraine) являющаяся независимым неформальным объединением экономистов Украины, ставящей своей целью прогнозирование основных тенденций развития экономики страны и анализ решений, принятых финансовыми властями, завершила эконометрический расчет по вопросу повышения минимальной зарплаты в 2017 году до 3200 гривен.

IMF group Ukraine приносит извинение перед читателями за ошибки допущенные в предыдущем расчете по повышению минимальных зарплат до 3200 грн.

В нашем прогнозе опубликованном первого ноября относительно влияния повышения минимальной зарплаты в стране до 3200 грн. на бюджет и макропоказатели 2017 года, к сожалению, был допущен ряд ошибок.  Экономисты IMF group Ukraine искренне благодарны всем коллегам, которые обратили внимание на неточности в наших расчетах и прогнозах и помогли вовремя исправить их.

Несмотря на допущенные неточности основные выводы и тренды были нами рассчитаны верно: рост внутреннего спроса за счет повышения фонда оплаты труда на 25 млрд. грн. и чистое позитивное сальдо бюджета от нововведения, которое не повлияет негативно на размер дефицита бюджета 2017, а значит не способно стать провоцирующим источником монетарной инфляции в будущем году.

Ниже мы приводим обновленную версию нашего прогноза о влиянии повышения минимальной зарплаты на бюджетные и экономические показатели 2017 года.

Основываясь на открытых данных статистики бюджетной, монетарной и фискальной политики, изучив заявления (включая пресс-конференцию вице-премьера по социальной политике и премьер-министра Украины, а также данные изложенные на официальных сайтах и в пресс-релизах на Правительственном портале), включая комментарии критиков правительственного решения со стороны основных экономических экспертов и комментарии ведущих журналистов, мы осуществили собственные расчеты и пришли к следующим выводам:

1475655385 (2)

1. Решение о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн. приведет к увеличению фонда оплаты труда в экономике в 2017 году на 25 млрд. грн., включая 13 млрд. грн. в государственном секторе и 12 млрд. грн. в частном секторе.

Учитывая тот факт, что выплаты эти будут касаться в первую очередь беднейших слоев населения страны, мы можем с уверенностью утверждать, что на эти 25 млрд. грн. будет увеличен ЧИСТЫЙ ВНУТРЕННИЙ СПРОС в экономике на продукты преимущественно отечественного производства, преимущественно продовольственной корзины.

2. В зависимости от того, насколько предпринимателями страны будет или не будет востребована налоговая льгота по уплате НДФЛ – это приведет к увеличению уплаты этого налога от 0,33 до 4,5 млрд. гривен и военного сбора в размере 0,4 млрд. грн.

3. Уплата ЕСВ (поступающего в Пенсионный Фонд) увеличится в результате такого повышения на 16,2 млрд. грн. а уплата единого налога, поступающего в местные бюджеты на 2,6 млрд. гривен.

4. Расходы консолидированного бюджета Украины в результате принятия такого решения увеличатся на 15,8 млрд. гривен, а поступления от увеличения поступлений всех видов налогов вырастут на 19,5 млрд. грн. Таким образом «чистые дополнительные поступления» в Консолидированный бюджет Украины (включая Пенсионный фонд) от повышения минимальной зарплаты до 3200 грн. в 2017 году составят 3,7 млрд. грн.

5. Мы однозначно негативно оцениваем увеличение «фискального процента ВВП» (увеличение уровня налоговой нагрузки на экономику) в результате такого решения правительства на 0,7% ВВП до итоговых 40,7% (отталкиваясь от прогноза МВФ по ВВП Украины на 2017 год в 2571 млрд. грн.) , даже не смотря на очевидный позитивный эффект от роста внутреннего спроса на 3,1% ВВП (конечные потребительские расходы домохозяйств в 2 кв. 2016 составили 355,9 млрд. грн. умножим данное значение на 2 и на темпы роста ВВП в 2017—получим объем внутреннего спроса 2017 года- 809,5 млрд. грн. +25 млрд. увеличат его на 3,1%) в будущем году (за счет роста зарплат наименее обеспеченных), однако не можем не признать что ЭТО БУДЕТ ИМЕТЬ МИНИМАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ИНФЛЯЦИИ В 2017 ГОДУ. Согласно нашим расчетам, инфляция в будущем году не превысит значения в 8-10%.

1475655385 (9)

6. Мы также отрицаем не только существенное, но и какое бы то ни было негативное влияние решения о повышении минимальных зарплат до 3200 гривен на уровень цен в 2017 году через инструмент «монетарной инфляции» и любые риски, связанные с этим фактором, поскольку дефицит бюджета-2017 не только не вырастет от данного повышения, но и, как свидетельствует вышеприведенный расчет, снизятся ввиду того, что в бюджет поступит дополнительно от 3,8 до 7,8 млрд. гривен. Соответственно на эту сумму уменьшится как «чистый фискальный разрыв» бюджета 2017 года, так и необходимость его покрытия за счет покупки госбумаг со стороны Нацбанка. Соответственно, это позволит НБУ в 2017 году проводить более консервативную монетарную политику, не увеличивая темпы прироста денежной базы ради потребностей финансирования дефицита бюджета и не порождая дополнительных рисков «монетарной инфляции».

7. Прогнозное значение «недопоступлений» в Пенсионный фонд в текущем году на 80,45 млрд. грн. за счет снижение ЕСВ до 22% в 2017 году будет покрыто за счет заявленного повышения минимальной зарплаты как минимум на 16,2 млрд. гривен, что, мы надеемся, частично положит конец дискуссии о целесообразности снижения налогообложения фонда зарплаты труда в стране.

21

2-ой чарт

8. Резюмируя, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что не смотря на всю прозвучавшую в последние дни критику (большая часть которой не была подкреплена соответствующими расчетами, пригодными для профессионального изучения и дискуссии), запланированное на 2017 год повышение минимальной зарплаты не рождает дополнительных ни инфляционных рисков ни рисков увеличения дефицита бюджета, а напротив, может иметь хоть и не значительное, но положительное влияние на увеличение внутреннего спроса.

Экономисты IMF Group Ukraine:

Михаил Кухар
Григорий Кукуруза
Владимир Жук

Технический комментарий

Состоянием на 2015 год количество занятого населения в Украине составляло 16,4 млн. Из них 5,9 млн. — наемные сотрудники, разделенные между государством и частным сектором в пропорции 1,4:1 (3,45 млн. и 2,44 млн.). Распределение наемного труда между частным и государственным сектором можно получить благодаря расчетам Организации экономического сотрудничества и развития, согласно которым 21% занятого населения трудятся в гос. секторе. Несмотря на то, что расчет выполнен в 2013-ом году, цифра 21% остается корректной и сегодня: нулевое изменение объема занятости в гос. секторе за 2009-2013 годы свидетельствует о постоянстве данного значения.
222

Следующая группа занятых—физические лица-предприниматели, которых состоянием на 2015 год насчитывалось 2,3 млн. Остальные 8,3 млн. являются самозанятыми и легально освобожденными от уплаты ЕСВ.

Повышение минимальной заработной платы до 3200 повлечет за собой ряд существенных изменений, которые отобразятся на доходной и расходной частях бюджета.

Используя отчет Госкомстата о распределении наемных сотрудников за заработными платами на июнь 2016-го года определим количество работников, которым работодатель будет вынужден повысить заработную плату до 3200.

Структура распределения зар. плат по размеру (июнь, 2016)
Грн. Среднее (грн.) % от штатных сотр. с рабочим временем 50%+
МЗП (1450) 1450 2,6%
1450-2000 1725 17,1%
2000-2500 2250 9,9%
2500-3000 2750 9,2%
3000-3500 3250 8,6%
После повышения МЗП до конца 2016
1550 1550 2,6%
1550-2138 1844 17,1%
2138-2672 2405 9,9%
2672-3207 2940 9,2%
3206-3741 3474 8,6%
После предусмотренного в поданом бюджете повышения
Среднее (грн.) % от штатных сотр. с рабочим временем 50%+
1662,5 1662,5 2,6%
1662,5-2293 1978 17,1%
2293-2866 2580 9,9%
2866-3438 3153 5,4%

Для определения расходов государства и бизнеса на повышение заработных плат до 3200 необходимо скорректировать предоставленную Госкомстатом структуру заработных плат на их повышение, предусмотренное до конца 2016-го и проектом бюджета на 2017-ый год. Корректно предположить, что частный сектор, в силу своих возможностей, предпочтет не увеличивать официальные заработные платы и соответственные налоговые отчисления, поэтому повышение заработных плат после 01.07.2016 затронет только государственный сектор и ту часть частного, которая получает минимальную заработную плату.
В итоге общие расходы на увеличение фонда оплаты труда составят 25 млрд. грн. Из них- 13- расходы сводного бюджета, 12—расходы частного сектора.

Увеличение фонда оплаты труда вызовет соответственный рост поступлений от НДФЛ, Военного сбора и ЕСВ.

Изменение НДФЛ может колебаться в зависимости от желания работников использовать налоговые социальные льготы. Ниже приведен расчет прироста поступлений от НДФЛ если каждый из работников воспользуется налоговой льготой.

Увеличение ПДФО от гос сотрудников (млрд. грн.)
0,02 2,6%
0,13 17,1%
0,04 9,9%
0,00 5,4%
0,19 Всего
Увеличение ПДФО от частного сектора (млрд. грн.)
0,02 2,6%
0,09 17,1%
0,03 9,9%
0,00 5,4%
0,14 Всего

 

В случае полного отказа рабочими от льгот, легко видеть, что увеличение поступлений от НДФЛ составит 4,5 млрд. грн. Прирост поступлений от Военного сбора составит 1,5%*25млрд.= 375 млн. грн.

Второй важной частью расчета является изменение поступлений от ЕСВ.
Легко видеть, что для наемных сотрудников данная сумма составит 5,5 млрд. грн., однако нужно учесть, что повышение МЗП также повлияет на уплату ЕСВ и всеми, кто работает на упрощенной системе. Сделав предположение, что абсолютное большинство из них уплачивает минимальный ЕСВ легко рассчитать, что повышение МЗП из средневзвешенной в 2016-ом году 1434 грн. до 3200 в 2017 позволит увеличить поступления от данной группы плательщиков ЕСВ с 8,7 млрд. грн. в 2016 до 19,4 млрд. грн. в 2017-ом. Итоговый рост поступлений от ЕСВ составит 16,2 млрд. грн.

Единый налог. Отталкиваясь от последних открытых данных Министерства финансов о том, что состоянием на 2014-ый год на 1-ой группе было зарегистрировано 170,2 тыс. предпринимателей, а на 2-ой 527,3 тыс. можно рассчитать влияние повышения МЗП на размер уплачиваемого ими единого налога. Данный прирост составит 2,6 млрд. грн.

Итоги:
-объем влияния повышения МЗП на расходную часть бюджета составит 15,8 млрд. грн. (12,97 —на заработные платы и 2,85 на уплату ЕСВ)
-объем влияния на доходную часть бюджета составит от 19, 5 до 23,6 млрд. грн.
-чистое сальдо поступлений в сводный бюджет и ПФУ= от 3,66 до 7,8 млрд. грн.