На встречу феодальной раздробленности или земельные инициативы Администрации Президента

Если мы обратимся к экономической истории Франции периода феодализма, то увидим, что формирование военного аппарата (как основы власти) происходило за счет передачи королевских земель в пожизненное или вечное пользование воинов, обязующихся служить престолу. Сегодня же аналогичный механизм формирования клики верных подданных пытается выстроить Администрация Президента. Так, в самом старте предвыборной гонки — 10 ноября на заседании Национального совета реформ главой комитета по аграрной политике и земельным отношениям – Александром Бакуменком была озвучена инициатива по передаче всех государственных земель вне населенных пунктов (за вычетом 5-7% земель особого назначения) объединённым территориальным громадам, а в регионах где ОТГ еще не созданы – районным администрациям.

О каком ресурсе идет речь?

На сегодняшний день в распоряжении Госгеокадастра находится 10,4 млн. га сельскохозяйственных земель. Из которых – 7,4 млн. га или почти 72% передано в пользование государственных предприятий и научных институтов (к примеру, только земельный банк НААН составляет 478 тыс. га). Согласно Земельному Кодексу, земельные фонды данных учреждений могут быть переданы на места только в случае их ликвидации, о чем речь пока не идет. А вот оставшиеся 28% или 3 млн. га, которые Госгеокадастр сдает в аренду, как раз будут отданы на откуп местным вассалам. Смею предположить, что речь идет о вилке в 280-450 млн. $ ежегодного теневого дохода. На чем основывается данная оценка? Согласно постановлению Кабмина #413, принятого в июне – минимальная ставка арендной платы по лотам гос. земель должна быть не ниже 8% их нормативно-денежной оценки. При этом, поскольку все торги по аукционам прав аренды в обязательном порядке были переведены в электронную форму, функционирующую на платформе Blockchain и не допускающую каких-либо злоупотреблений, — по итогам 9 месяцев 2017-го года средняя ставка аренды уже выросла до 14% от НДО.

Но постановление #413 касается исключительно земель государственной формы собственности, остальные земли (включая и коммунальной собственности, в которую предлагается передать земли Госгеокадастра) регулируются Налоговым кодексом, где минимальная ставка аренды составляет всего 0,3-1% (ставка арендной платы не может быть ниже ставки земельного налога). Учитывая, что средняя нормативно-денежная оценка 1 га сегодня составляет 31 тыс. грн. – легко рассчитать, что разницу в 8-13% (предположим, что некоторая часть земель все же будет сдаваться прозрачно и средневзвешенная ставка аренды упадет не до предела в 1%, — а будет находиться в промежутке 1-6%.) или (14% — 1-6%)*31 тыс. грн.*3 млн. га = 280-450 млн. $ теперь будут как раньше – заносить кэшем главам ОТГ или районных администраций. Фактически, передавая гос. земли на места, вместо декларируемой децентрализации мы, — наоборот снижаем потенциальные доходы местных бюджетов от сдачи земель в аренду с 13 млрд. грн. до 1-5 млрд. грн. и переводим разницу в тень.

Тем не менее, — это лишь часть потенциальных экономических убытков от передачи государственных земель в коммунальную собственность.

Основная проблема полагает в том, что лишая Госгеокадастр земли, мы рискуем сорвать земельную реформу формата “равенства стартовых возможностей”, которую предполагает правительственный законопроект и столкнуться либо с очередным продлением моратория, либо – хаотическим введением земли в оборот. Потому, что ключевой целью земельной реформы является выравнивание конкурентного поля в АПК и создание временных преференций для малых и средних фермеров. Для этого правительством предлагается двухэтапное снятие моратория. Сначала — введение в оборот приватизированных на аукционах 1,5-2 млн. га гос. земель, которые должны установить ценовые ориентиры на рынке, но главное —  позволят сформировать финансовый ресурс для предоставления фермерам беспроцентных ипотечных кредитов под покупку земельных массивов до 200 га. И только потом -становление полноценного рынка земли, где фермеры и агрохолдинги будут иметь равные возможности по формированию своих земельных банков.

Очевидно, что заставить руководство 201-ой ОТГ и еще более сотни районных администраций провести прозрачные аукционы по приватизации принадлежащих им земель, — а потом заставить на базе сформированного ресурса на таких же прозрачных условиях предоставить местным фермерам беспроцентные кредиты под покупку земли – абсолютно нереально. Масштаб откатов и распила на каждом этапе достигнет таких объемов, что позитивный эффект изначальной цели – укреплений позиций малого и среднего фермерства – будет полностью нивелирован.

Таким образом, используя рамочное восприятие полюбившегося народом слова “децентрализация”, отдельные лица в Администрации Президента вместо того, чтобы помочь профильному министерству отбить атаки агролобби и провести земельную реформу — напротив, пытаются укрепить Вертикаль при помощи коррупционного кэша. Очень жаль, что консультирующие их политтехнологи оценивают электоральный эффект от поддержки властей главами ОТГ и районных администраций выше чем эффект от проведения наиболее ожидаемой как мировым сообществом и внутренним бизнесом, так и гражданами Украины экономической реформы. Остается надеяться, что данная инициатива не найдет значительной поддержки у Верховной рады и будет предана забвению, как инструментарий — пережиток старой эпохи.

Григорий Кукуруза, экономист IMF group of Ukraine

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •