Эффективность распределения агродотаций

На этой неделе Министерство аграрной политики должно подать к рассмотрению в Кабмин окончательный проект распределения дотаций, выделенных на поддержку АПК в 2018-ом году. Несмотря, на относительную незначимость удельного веса данной суммы (6,3 млрд. грн., или 0,64%) в общих расходах государства, сам факт ее существования и структура распределения уже второй год подряд сопровождаются существенным резонансом в медиа-пространстве. Смею предположить, что не случайном, — а качественно организованным лоббистами и пиарщиками конкурирующих агрохолдингов из разных подотраслей, желающих представить конкурентов в плохом свете и косвенно заставить министерство изменить параметры программ поддержки.

Но позиция министерства тверда: дотации должны быть распределены таким образом, чтобы максимально укрепить продовольственную безопасность страны, путем снижения динамики цен на основные продукты питания и содействия развитию конкуренции в АПК.

Для того, чтобы дать оценку эффективности распределения дотаций в 2017-2018-ом годах, важно помнить в каких макроэкономических условиях происходило их внедрение. Напомню, что до 2016-го года в сельском хозяйстве Украины действовала система спецсчетов НДС, которая позволяла аграриям аккумулировать весь уплаченный НДС на спецсчетах, а потом использовать его на производственные нужды. В среднем, благодаря данной льготе аграрии получали до 9-10% от своего операционного дохода (выручки).

2014

2015 2016

2017

Прямая государственная поддержка (млн. грн.)

993 555 320

5319

в том числе:
-Финансовая поддержка мероприятий в АПК (удешевление кредитов)

0

300 285

300

-Финансовая поддержка мероприятий в АПК

5

5 5

0

-Государственная поддержка садоводства и виноделия

100 0 0

75

-Поддержка животноводства

888

250 30

170

-Финансовая поддержка

сельхозтоваропроизводителей

0

0 0

4774

Чистые поступления от уплаты НДС (млн. грн.)

-19385

-42159 -1249

16250

-Сума поступлений НДС

687 1320 11090

19490

-Сума возмещенного НДС

307

724 3273

3240

-Начисление НДС, аккумулированного на спецсчетах

19765 42754 9066

0

Общий доход предприятий АПК (млн. грн.)

220368

427056 424721

504831

Часть дохода (выручки) сельского хозяйства, сформированная за счет дотаций (%)

9,2%

10,0% 0,4%

-2,2%

Источник: ГФС, Верховный совет Украины

Однако, после того как в 2014-2015-ых годах квазифискальный дефицит бюджета (с учетом расходов на рекапитализацию госбанков и НАК Нафтогаза) составил беспрецедентные 13,7% и 5,9% ВВП соответственно, Министерство финансов решило существенно ограничить % возврата аккумулированного НДС аграриям: до 15% для растениеводства, 50% для птице и свиноводства и 80% — для скотоводства. По моим оценкам, это сохранило бюджету не менее 40 млрд. грн. в 2016-ом году. При этом, уже в 2017-ом, система спецсчетов НДС для аграриев была полностью ликвидирована. Было очевидно, что наибольшим образом это ударит по животноводству, а производители будут вынуждены “закрывать” недостающую часть дохода повышением цен.

Частично негативный эффект от ликвидации системы спецсчетов НДС для аграриев, а также роста мировых цен на мясопродукты должен был быть компенсирован выделением 4,7 млрд. грн. дотаций, которые производители имели право получить пропорционально уплаченному НДС. Позже данная формула была поддана нещадной критике за то, что почти половину от выделенной суммы дотаций получили два агарных олигарха. Однако, важно понимать, что это было непрямое субсидирование конечного потребителя в супермаркете в попытке “сгладить” ценовой шок на рынке мяса, а не дотирование чьего-либо бизнеса. Рынок устроен таким образом, что, если бы государство не выделило аграриям дотации, покрывающие часть убытков от потери льготного режима, — цены на мясо выросли бы выше еще на 10-15%.

Источник: Госкомстат

Поэтому, учитывая, что правительство (в том числе и в лице Министерства аграрной политики) выполняет и социальную роль, в 2017-ом году приоритетом было важно поставить защиту продовольственной безопасности страны, в части доступности продуктов питания для населения. Особенно, на фоне отставания уровня потребления мяса в Украине от норм ВОЗ’а почти на 40% (51 кг/год против 83 рекомендуемых).


Каким будет распределение
6,3 млрд. грн. дотаций в текущем году?

Поскольку, в 4-ом квартале прошлого года динамика цен на мясо и мясопродукты остановилась на уровне сентябрьских 30%, — сегодня у Министерства аграрной политики есть возможность диаметральным образом развернуть направленность своей политики: из дотирования потребителей и сдерживания цен – до содействия развитию конкуренции в агропромышленном комплексе и защиты малого и среднего фермерства.

Программа

Сумма
(млн. грн.)

Удельный вес (%)

Государственная поддержка отрасли животноводства

4000

63,3%

Финансовая поддержка развития фермерских хозяйств

1000

15,8%

Финансовая поддержка

сельхозтоваропроизводителей

945

15,0%

Государственная поддержка развития хмелеводства, садоводства и виноградников

300

4,7%

Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов

66

1,0%

Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе

5

0,1%

Источник: Верховный совет Украины, Бюджет — 2018

Так, почти 80% поддержки распределено между двумя основными программами: поддержки животноводства (4 млрд. грн.) и развития фермерских хозяйств (1 млрд. грн.).

Программа поддержки развития фермерских хозяйств, предусматривает выделение 1 млрд. грн. исключительно малым фермерам и кооперативам по следующим механизмам: прямые дотации (до 30 тыс. грн. на одного фермера), компенсация капитальных расходов на закупку оборудования и техники (до 70%) и возмещение процентных ставок за кредитами, полученными в национальной валюте.

Более подробно хотелось бы рассказать об основной программе дотаций – поддержке животноводства, на которую в текущем году было выделено целых 4 млрд. грн. или 63% всей суммы дотаций. Легко прочитать между строк, что, разрабатывая механизм распределения данных средств, министерство выходило из того, что приоритетной подотраслью должно быть скотоводство.
Почему? Во-первых, именно в данной отрасли создается наибольший уровень добавленной стоимости. Во-вторых, дотирование крупного рогатого скота является наиболее эффективным инструментом снижения общего уровня цен на мясопродукты. Так, поскольку удельный вес мяса и мясопродуктов из КРС сегодня составляет всего 12% в общей структуре производства мясопродуктов – ценообразование в скотоводстве наиболее чувствительно к дотациям. К примеру, по моим расчетам, дотация в 1 млрд. грн. снижает среднюю цену 1 кг курятины на 0,87 грн., свинины – 1,3 грн., а говядины – на 3,9 грн. Но, так как все перечисленные продукты являются заменителями – дотирование одной подотрасли вызовет цепочную реакцию в виде снижения цен на всю остальную линию мясопродуктов.

Руководствуясь данной закономерностью, основным инструментом распределения поддержки животноводству были избраны специальные дотации за содержание коров (1500 грн.) и выращивание молодняка КРС (от 300 до 2500 грн., в зависимости от возраста животного). Преимущественная поддержка ВРХ предусмотрена и во втором инструменте – частичном возмещении капитальных затрат. Здесь планируется выделение фиксированных дотаций при закупке племенных животных с целью их дальнейшего воспроизведения, а также компенсирование стоимости строительства или реконструкции ферм/комплексов, в размере до 25% от понесенных затрат.

Также, в связи с неравномерным развитием различных подотраслей животноводства, были установлены специальные ограничители, которые предоставляют скотоводству привилегированные условия. Так, сумма возмещения затрат на строительство и реконструкцию не может превышать 51 тыс. грн. в расчете на одну голову КРС, 42 тыс. грн. на одну свиноматку с полным производственным циклом и всего 0,35 тыс. грн. на одну голову птицы. Как это будет функционировать? К примеру, если Вы построите новую фабрику на 1000 голов КРС, инвестировав миллиард гривен, то сможете получить возмещение в 51 тыс. грн. * 1000 = 51 млн. грн. А если на 50 тыс. голов птицы, то сумма возмещения составит всего 17,5 млн. грн. Уверен, это позволит существенно усилить позиции скотоводства в украинском АПК.

Третий инструмент распределения дотаций животноводству – это компенсация расходов на обслуживание кредитов и возмещение части основной суммы по ним. Не секрет, что текущий уровень процентных ставок в 17-18% в национальной валюте для большинства фермеров является неподъемным. Поэтому, если объем кредита не превышает 100 млн. грн. и выдан на срок до 5 лет в национальной валюте – фермер может получить компенсацию в размере 1,5 учетной ставки НБУ (на сегодняшний день это 24%). Что фактически создает для фермеров возможность получения беспроцентных кредитов на расширение своей деятельности. При этом, если сумма привлеченного фермером кредита не превышает 350 млн. грн., а сам кредит выдан на срок до 5 лет и в гривне – он также может получить возмещение в размере 25% от привлеченной суммы.

Важно отметить, что невозможно точно спрогнозировать конечную структуру распределения средств между указанными программами и инструментами внутри них. Последняя зависит исключительно от спроса со стороны фермеров и домашних хозяйств на различные типы государственных дотаций. Параллельно, важно чтобы Министерство аграрной политики приложило все усилия для донесения к фермерам информации о существующих программах поддержки и условиях получения дотаций. Также, остается надеяться, что в текущем году нам удастся избежать каких-либо внешних потрясений по типу эпидемии АЧС или ценовых шоков на мировых рынках, и весь ресурс поддержки останется сконцентрирован на установленных приоритетах – поддержке малого и среднего фермерства и скотоводства.

 

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •